Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Комплексная система мер, направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся

Дата: 17 августа 2023 в 15:47, Обновлено 17 августа 2023 в 15:48

Пояснительная записка

Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». В школе значимым направлением в учебно-воспитательном процессе является воспитание здорового человека. Школьник – это бурно растущий и постоянно развивающийся организм. Для детей школьного возраста основополагающим фактором здоровья является питание. При составлении меню школьника следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма. Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Растёт число учеников с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения, с психоневрологическими отклонениями. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, слабый медицинский контроль, но и плохое питание. В связи с этим организация питания во время пребывания учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддерживания здоровья детей и подростков. Основная проблема современного человека — это неправильное питание, ведущее к нарушениям обмена веществ. Для реализации комплекса мер по организации питания учащихся в учреждении образования необходимо повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания. Рациональное питание обучающихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Поэтому особое внимание уделяется вопросу организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны в школе.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования обусловлена рядом объективных причин:

- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

С 1 сентября 2023 года ГУО «Буда-Люшевская средняя школа» перейдёт на новые принципы организации питания обучающихся.

Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет завтрак, обед, полдник, дополнительное платное питание (по желанию родителей). Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи с обеда и имеется дополнительное платное питание по желанию родителей.

Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования:

от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;

от 6 до 10 часов – двухразовое;

более 10 часов – трехразовое.

Чтобы еда нравилась всем школьникам, постановлением предусмотрена разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.

Нормативное правовое обеспечение:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании;
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 января 2022 г. №29 Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 апреля 2023 г. №265 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317;
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 октября 2019 г. № 694 Об организации питания обучающихся;
  5. Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2017/2018 учебном году;
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870 Об эксперименте по организации питания обучающихся;
  7. Государственный школьный стандарт;
  8. Методические рекомендации по разработке и реализации в учреждениях общего среднего образования Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся.

ЦЕЛЬ: формирование у учащихся ценностного отношения к основам культуры питания.

ЗАДАЧИ:

  1. предоставить качественное, безопасное и сбалансированное питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
  2. повысить уровень знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризировать и повышать привлекательность здорового школьного питания;
  3. формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  4. освещать вопросы организации правильного питания перед педагогической и родительской общественностью.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- улучшение состояния здоровья школьников по показателям заболевания, зависящим от качества питания;

- 100% охват питанием обучающихся;

- обеспечение благоприятных условий для организации режима дня для детей;

- сокращение количества отходов в школьной столовой.

 

№ п/п

Раздел/проводимые мероприятия

Дата

Ответственные

I. Создание условий, необходимых для организации мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся

1.1

Изучение нормативных документов по гигиеническим требованиям к организации горячего питания детей и подростков.

Август, сентябрь

Директор;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.2

Организация работы бракеражной комиссии

Сентябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.3

Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»

Один раз в квартал

Директор;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.4

Организация пропаганды здорового питания через методические объединения учителей

В течение года

Руководители МО

1.5

Исследование уровня знаний обучающихся о здоровом питании.

В течение года

Классные руководители

1.6

Развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение её санитарного состояния

В течение года

Директор;

зЗаведующий хозяйством

1.7

Организация работы по эстетическому оформлению обеденного зала и блюд.

В течение года

Заведующий хозяйством, повар

II. Образовательный процесс

2.1

Неделя правильного питания «Здоровое питание-здоровый ребенок» (организация бесед, встреч, выставок, информационных стендов, подготовка памяток для родителей)

Октябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе классные руководители

2.2

Проведение бесед, классных часов на темы:

- «Режим питания.' Правила поведения за столом»»;

- «Здоровое питание»;

- «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника»;

- «Питание и здоровье»;

-  «Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой»;

- «Пищевые риски, продукты, опасные для здоровья»;

- «Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд».

В течение года

Классные руководители, учителя предметники

2.3

Формирование навыков здорового питания на уроках по предметам «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» в начальной школе.

 

В течение учебного года

Учителя начальных классов

2.4

Формирование навыков здорового питания на уроках по предметам  «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка», «Физическая культура и здоровье».

В течение учебного года

Учителя-предметники

2.5

Организация факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» (I-IV классы)

В течение года

Учителя начальных классов

2.6

Организация факультативных занятий  «Разговор о культуре здорового питания» (V-IX классы).

В течение года

Учителя-предметники

2.7

Проведение конкурсов (видеороликов о здоровом питании, о приготовлении обучающимися полезных блюд, фотографий, фотоколлажей «Здоровое питание моей семьи», плакатов и др.)

В течение года

Педагог-организатор, классные руководители

2.8

Проведение мастер-классов «Белорусская кухня»

В течение года

Педагог-организатор, классные руководители

III. Взаимодействие с родительской общественностью

3.1

Родительское собрание «Принципы здорового питания»

Сентябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители

3.2

Анкетирование родителей по выяснению вкусовых предпочтений учащихся

В течение года

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители

3.3

Классные родительские собрания «Воспитание пищевой культуры детей»

В течение года

Классные руководители

3.4

Взаимодействие с родителями посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний по вопросам питания детей.

В течение года

Классные руководители

IV. Информационное сопровождение.

Контрольно-аналитическая деятельность

4.1

Проведение мониторинга удовлетворенности учащихся школьным питанием (анкетный опрос обучающихся и их родителей по вопросам качества предоставляемого питания, вкусовых предпочтений обучающихся и др. посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний

В течение года

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.2

Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальную нормативную правовую и другую документацию, касающуюся вопросов организации питания.

В течение года

Учитель информатики, Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.3

Педагогический совет «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»

Август

Директор,

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.4

Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»

Один раз в квартал

Директор

4.5

Оформление стендов «Здоровое питание».

Сентябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.6

Выставки книг в библиотеке «Формула здорового питания», «Кухни разных народов»

В течение года

Библиотекарь

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе                            Е.С. Асипцова

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.